Людвиг Мис ван дер Роэ - родоначальник минимализма

История минимализма начинается с начала 20 века, когда бурно развивается промышленность и внедряются новые технологии. С изменением темпа жизни с вальяжного на стремительный, меняется и стиль жизни разных слоев населения – жить начинает не только верхушка, но все без исключения, напористо меняя условности на упрощенность взглядов, а значит и качества жизни.

Бесспорным продолжением конструктивизма и функционализма становится минимализм. Пышный декор уступает место простым формам, в основу которых закладываются принципы простоты, функциональности и элегантности. Т.е. на первый план ставится уже не эстетические качества проектируемых объектов и интерьера, а их неоспоримая функциональность:

  • простые геометрические формы вместо вычурности и сложных линий;
  • черный, белый и серые цвета вместо радужности;
  • малые объемы вместо титановых габаритов.

Дата рождения великого архитектора и родоначальника минимализма Людвига Мис ван дер Роэ 27марта 1886 года. Значительное влияние на будущее ремесло Миса оказал конструктивизм. Его главным девизом было изречение, которое впоследствии стало крылатым афоризмом «Меньше, значит больше». Именно его именем названа самая главная награда за достижения в архитектуре.

Знаменитый архитектор по национальности немец, который решает переехать из Германии в Америку в свои 50 лет, делает правильный выбор. На новой родине он разработал свое так называемое «универсальное» здание. Его особенность заключалась в параллелепипедной форме. Здание делилось стойками равного размера с большими окнами для большего проникновения солнечного света.

Такой стиль в минимализме позднее в 20-м веке стал носить название «стиль Миса». История минимализма помнит, что основным материалом его стиля являлось большое использование стали и стекла. Мастер сам в шутку давал своей архитектуре название «кожа и кости», где кожей служило стекло, а костями сталь, т.е. каркас.

Людвиг ван дер Роэ был не только архитектором, но дизайнером мебели и учителем одновременно. Так, Мис ратовал за свободную планировку, за что его и прозвали гением свободной планировки.

Творения архитектора

Как архитектор, великий мастер сам создал проект и построил Дом Фансуорт в конце первой половины 20 века. Коробка из стекла, которым являлся дом Фансуорт, стоит на балках на высоте в 1,5 метра от земли. Такой подход придает дому впечатление свободного парения над землей среди множества деревьев. При этом внутри дома нет ни одной стены, делящий общую площадь на комнаты. Весь дом разделен на отдельные зоны:

  • сна;
  • кухни;
  • камина;
  • и санузла.

Занавески на стеклах тянутся от потолка до пола по всему периметру, так что вопрос уединения в загородном доме доктора Эдита Фарнсуорта решается ширмой.

Родоначальник стиля минимализма успел создать также такие свои шедевры, как жилые дома:

  • 860-880 Лейк Шор Драйв в Чикаго;
  • Seagram Building Нью-Йорка;
  • Chicago Federal Center;
  • IBM Plaza тоже в Чикаго;
  • Westmount Square Монреаля и Toronto-Dominion Centre;
  • Вилла Тугендгат в Брно (Чехии) выглядит одноэтажным зданием со стороны улицы, а со двора двухэтажным. Такая двойственная неординарность была достигнута за счет ландшафта местности (крутого склона).

Все его детища отличаются полной схожестью с офисными зданиями, но неповторимой уникальностью изнутри. В России известно его творение германского посольства в Санкт-Петербурге на Исаакиевской площади 1911 и 1912 годов. В 50-е годы 20-го столетия на своей выставке Людвиг Мис ванн дер Роэ представляет 21 здание – доказательства стиля минимализма.

Шедевры дизайнера мебели

Среди образцов мебели, оставленные в наследие от мастера, особое место занимают кресла (созданный вместе с Лилли Райх с примечательными для того времени оттоманками – подставками для ног), под названием Barcelona chair, ставшие троном королевы и короля Испании в 1929 году. В начале 20 века была создана мебель виллы Брно Чехии, тоже кресла (это Brno chair и Tugendhat chair). Все кресла примечательны тем, что сочетают в себе кожу с каркасами из хрома, имеют четкие границы между опорной и несущей поверхностями, несмотря на строгий стиль создают ощущения легкости и комфортабельны. Т.е соблюдены все три принципа кресел для павильона:

  • солидность;
  • элегантность;
  • и величественность.

А кресла Barcelona в 1977 году были удостоены награды Museum of Modern Art Award.

Вклад учителя

Как директор школы Баухауса он был третьим по счету и самым последним в 30-е годы 20-го столетия, т.к. в то время бушевал нацизм, ищущий врага там, где его не было. Ученики, последователи Миса собственными силами пытались восстановить фабрику, находящуюся в Берлине и арендованную великим учителем на собственные средства. Но все попытки оказались тщетны. Не желая подвергать опасности жизнь студентов, и не имея достаточных сил для противостояния нацизму, мастер решает закрыть школу навсегда.

После эмиграции в Соединенные Штаты в 1938 году Мис возглавляет Школу архитектуры в Чикаго (ныне Иллинойский технологический институт) в течение 20 лет вплоть до 1958 года, года выхода на заслуженный отдых. В то время школа становится известной на весь мир своей уникальной методикой преподавания и экспонатами при жизни Миса. Состоявшийся архитектор нисколько не нуждался в имени, это он сделал имя тем школам, где ступала его нога.

Эти его годы жизни также примечательны созданием мастера проекта нового кампуса для Института со всеми постройками. Это строение до сих пор находится и привлекает удивленные взгляды ценителей искусства.

Как преподаватель Мис распространил в архитектуре Америки идею модернизма, суть которого заключалась в строгости и элегантности, упрощенности форм. В мир иной мастер ушел 17 августа 1969 года. А за год до этого он создал на века свою самую известную работу в Германии – Национальную галерею.

Людвиг Мис стал основоположником проектов в стиле минимализма, на которого равнялись последующие архитекторы, руководствуясь его афоризмом «Бог в деталях» (God is in the details).

Возврат к списку